potgemorr_anemia_-_prepod

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

»

здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

 

тверждаю»

   Зав.каф., д.м.н., профессор

   __________ Е.В. Щетинин

   «___» ___________ 20__ г.

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Преподавателю

по проведению практического занятия

 

со студентами 3 курса специальности «Лечебное дело»

учебная дисциплина патологическая физиология

 

 

 

а 14: Типовые нарушения системы крови

№ 5. Типовые нарушения системы крови. Острая и хроническая кровопотери. Острая и хроническая постгеморрагические анемии.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Обсуждена на заседании кафедры

   «___» ___________ 20 __ г.

   Протокол №___

 

 

 

 

 

таврополь, 20 __ г

Типовые нарушения системы крови

 

Типовые нарушения системы крови. Острая и хроническая кровопотери. Острая и хроническая постгеморрагические анемии.

 

студенты 3 курса лечебного факультета

3 академических часа (135 минут)

Мотивационно-воспитательная характеристика

   Анемия является очень частым гематологическим симптомом при разнообразнейших заболеваниях (заболевание желудочно-кишечного тракта, почек, коллагенозы, инфекционные и паразитарные заболевания, злокачественные новообразования, акушерская и гинекологическая патология, ряд эндокринных заболеваний, ряд врожденных и приобретенных заболеваний детей раннего возраста, разные интоксикации и т.д.). Кроме того, анемия может носить первичный характер, выступать как самостоятельное гематологическое заболевание. Таким образом, патологические механизмы развития анемических состояний очень сложные и разнообразные. Знание основных гематологических проявлений анемии, причин и механизмов развития в каждом конкретном случае дает возможность врачу не только своевременно поставить диагноз, но и наметить мероприятия по профилактике и рациональной патогенетической терапии этого вида патологии.

 

Учебные и воспитательные цели

агической анемии и хронической постгеморрагической анемии.

 

Частные цели занятия:

— этиологию и патогенез острой кровопотери

острой постгеморрагической анемии (ОПГА)

хронической постгеморрагической анемии (ХПГА)

 

получить модель острой постгеморрагической анемии, определять по данным клинического анализа крови наличие или отсутствие анемии.

 

методиками определения содержания гемоглобина и эритроцитов в единице объема крови, вычисления цветового показателя.

 

Обладать набором компетенции:

ласти типовых нарушений системы красной крови;

крови;

— готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

 

Иметь представление:

для прогноза и диагностики заболеваний

 

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Содержание занятия

Методическое обеспечение

Проверка присутствующих. Вступление, освещение темы, цели занятия.

Журнал. Метод. разработка для преподавателей.

5 минут

Определение исходного уровня знаний.

уровня знаний, эталоны ответов.

15 минут

Разбор и обсуждение теоретических вопросов.

Методическая разработка для студентов (см.пр. самост.подгот.)

25 минут

Выполнение учебных заданий

Методическая разработка для студентов

50 минут

Обсуждение результатов и выводов.

Результаты работ, вопросы к работам в методических рекомендациях для студентов.

 

10 минут

Решение ситуационных задач

уровня.

 

15 минут

Заключение, уточнение домашних заданий.

 

Методические рекомендации для студентов.

 

5 минут

Перерыв

Соответственно профилю занятия

10 минут

 

 

Рекомендации к плану проведения практического занятия

Во вступлении преподаватель ориентируется на мотивационно-воспитательную характеристику занятия, сообщает о целее и теме занятия. Далее приступает к совместному разбору темы на основе набора вопросов по теме занятия соответственно его учебным целям.

 

Разбор, обсуждение, обработка теоретических вопросов

1. Разобрать этиологию, патогенез, стадии компенсации при острой кровопотери.

1. Назвать причины острой постгеморрагической анемии.

2. Объяснить механизм развития постгеморрагической анемии в зависимости от стадии компенсации.

3. Охарактеризовать картину крови при острой постгеморрагической анемии в зависимости от стадии компенсации (изменения эритроцитов и гемоглобина в единице объема крови, цветового показателя, основные дегенеративные и регенеративные формы красной крови, изменения со стороны лейкоцитов и тромбоцитов).

4. Назвать причину хронической постгеморрагической анемии.

5. Объяснить основной механизм ее развития.

6. Охарактеризовать картину крови при хронической постгеморрагической анемии в зависимости от стадии компенсации (изменения эритроцитов и гемоглобина в единице объема крови, цветового показателя, основные дегенеративные и регенеративные формы красной крови, изменения со стороны лейкоцитов и тромбоцитов).

7. Пояснить основные принципы терапии при острой постгеморрагической анемии.

8. Пояснить основные принципы терапии при хронической постгеморрагической анемии.

 

Выполнение учебных заданий провести по методическим указаниям для студентов

Выполнение учебных заданий ведется строго по методическим указаниям к практическим занятиям для студентов (работы №1, №2, №3).

 

Учебное задание №1

Изучить основные гематологические проявления при острой постгеморрагической анемии у кролика

В работе использовать кролика с острой постгеморрагической анемией. Острую постгеморрагическую анемию получить заранее – за 5 дней до практического занятия – путем двукратного кровопускания 40 % объема крови. У животного определить количество эритроцитов и гемоглобина в единице объема крови, вычислить цветовой показатель в работах №№ 1, 2, 3.

 

Работа №1

Определение гемоглобина в единице объема крови

1) Взять гемометр типа ГС-2.

2) В среднюю градуированную пробирку гемометра налить 0,1 Н раствор соляной кислоты до нижней отметки.

и набрать в нее кровь из вены кролика до метки 0,02 мл.

4) Быстро выдуть кровь из пипетки в градуированную пробирку гемометра, содержащую раствор соляной кислоты.

содержимым пробирки.

6) Оставить пробирку со смесью на 3 минуты при комнатной температуре.

7) Через 3 минуты добавлять в нее по каплям дистиллированную воду и мешать стеклянной палочкой до выравнивания цвета смеси с цветом стандартных растворов.

8) Отметить цифру на пробирке по нижнему уровню мениска и записать количество гемоглобина, выраженное в г%, перевести его в единицы СИ – г/л.

 

Работа №2

Определение количества эритроцитов в единице объема крови у кролика

В пробирку налить 4 мл физиологического раствора. Микропипеткой взять из краевой вены уха кролика 0,02 мл крови и выдуть ее в пробирку с физиологическим р-ром. Содержимое пробирки путем встряхивания тщательно перемешать.

   Определить количество эритроцитов и данные занести в протокол.

1) Притереть покровное шлифованное стекло камеры Горяева до появления колец Ньютона.

2) Пробирку еще раз встряхнуть и взять из нее смесь чистой пипеткой.

3) Заполнить взятой смесью камеру Горяева.

4) Поставить сетку счетной камеры под малое увеличение, опустить конденсор.

5) Подсчет произвести в пяти больших квадратах сетки, каждый из которых разделен ан 16 маленьких.

6.

 

Работа №3

Вычисление цветового показателя у кролика

Цветовой показатель представляет собой отношение количества гемоглобина, выраженного в г/л, к числу тер (триллионов) эритроцитов в 1 л, умноженное на 0,03

Гемоглобин_________

ЦП = число тер эритроцитов в л · 0,03

 

Результат вычисления занести в протокол.

В выводах ответить на вопросы:

1) Имеется ли анемия у опытного кролика?

2) Как ее можно назвать по цветовому показателю?

3) В какой фазе компенсации при острой кровопотере находится опытный кролик? Что об этом говорит?

 

Учебное задание №2

постгеморрагической анемии человека

дегенеративные и регенеративные формы красной крови и зарисовать.

В выводах ответить на вопросы:

1) К каким анемиям относится данное малокровие по этиологии?

2) К каким анемиям относится данное малокровие по патогенезу?

3) К каким анемиям можно отнести данное малокровие по типу кроветворения?

4) К каким анемиям можно отнести данную острую постгеморрагическую анемию по ЦП?

 

Учебное задание №3

Методом микроскопии готовых мазков крови больных людей изучить морфологическую картину крови при хронической постгеморрагической анемии у человека

Взять готовый мазок крови больного человека с хронической постгеморрагической анемией, подставить под среднее увеличение микроскопа и изучить дегенеративные и регенеративные формы красной крови и зарисовать.

В выводах ответить на вопросы:

1) К каким анемиям относится данное малокровие по этиологии?

2) Как можно назвать данное малокровие, используя одну из классификаций по патогенезу?

3) К каким анемиям относится данное малокровие по типу кроветворения?

4) Как можно назвать данное малокровие, используя классификацию анемий по функции костного мозга?

5) К каким анемиям можно отнести данную хроническую постгеморрагическую анемию по ЦП?

 

Обсуждение результатов, проверка выводов и протоколов

 

Эталоны ответов:

1. да

(в зависимости от количества гемоглобина и эритроцитов)

если 1-я фаза то лабораторно анемия не определяется, если 2-я фаза то количество гемоглобина и эритроцитов снижено, но по ЦП – N, а если в 3-й фазе то количество гемоглобина и эритроцитов снижено, и по ЦП гипохромная.

К учебному заданию № 2

, от умеренного до выраженного пойкилоцитоза.

или полихромазия

Эталоны ответов:

2

приобретённая после острой кровопотери

2.постгеморрагическая

3.эритробластическая

4.гипохромная

К учебному заданию№3

незначительный.

или полихромазия

Эталоны ответов:

К учебному заданию № 3

приобретённая после хронической кровопотери

постгеморрагическая

эритробластическая

4.гипорегенераторная

5.гипохромная

 

 

уровень (решение ситуационных задач)

Задача № 1.

/л. Возникло подозрение на внутреннее кровотечение и больной был переведен из терапевтического в хирургическое отделение горбольницы.

1) Какой синдром (по данным лабораторных исследований) развился у пациента?

2) Какие лабораторные данные доказывают его наличие?

3) Что могло явиться причиной развития данного синдрома в данном случае?

4) В какой фазе компенсации находится пациент после начала действия данной причины?

5) Приведите доказательства наличия этой фазы.

Задача № 2

Сделать заключение:

1) о наличии или отсутствии анемии, ее виде (если она имеется);

2) по типу кроветворения

3) по функции костного мозга

клинического анализа крови больной Т., 37 лет., страдающей маточными кровотечениями, эритроцитов – 2 тер/л., гемоглобина – 40 г/л., анизоцитоз.

5) Какое дополнительное исследование (действия) необходимо выполнить, чтобы ответить на все вопросы? Произведите его.

 

Задача № 3.

/л., тромбоциты – 250 гиг/л. К вечеру у девочки появился стул типа «кофейной гущи». При подозрении на желудочное кровотечение из вен пищевода и желудка девочка была срочно доставлена в реанимационное отделение, где подозрение подтвердилось.

1) Успела ли развиться у девочки анемия?

2) Какие лабораторные данные подтверждают Ваш ответ?

3) Что явилось причиной данного синдрома у пациентки?

4) В какой фазе компенсации после начала действия этой причины находился ребенок?

5) Подкрепите Ваш ответ лабораторными данными из анализа крови.

 

Задача № 4

Сделать заключение о наличии или отсутствии у больного

/л, тромбоцитов – 350 гиг/л.

Оцените тип кроветворения.

3) Оцените функцию костного мозга.

4) Оцените цветовой показатель у данного пациента.

5) Произведите необходимые действия для ответа на все вопросы задачи.

 

Задача № 5

Сделать заключение

/л, тромбоцитов – 400 гиг/л. Если анемия есть, оцените ее.

2) по типу кроветворения

3) по функции костного мозга

4) по цветовому показателю, производя его вычисление

5) что могло быть причиной анемии в данном случае?

 

Эталоны ответов на вопросы ситуационных задач

Задача №1

1. анемия

2. снижено количество эритроцитов и гемоглобина, гематокрит 30%, тромбоцитопения

3. язвенная болезнь желудка

4. 2-ой фазе

(0,96)

Задача №2

1. постгеморрагическая анемия (ХПГА)

2. эритробластическая

3. гипорегенераторная

4. ЦП = 40/2·0,03 = 0,6 – гипохромная

5. рассчитать ЦП

Задача №3

1. да

2. снижено количество эритроцитов и гемоглобина, гематокрит 35%, тромбоцитопения (незначительная)

3. желудочное кровотечение из вен пищевода и желудка

4. 2-ой фазе

(0,96)

Задача №4

1. анемии нет

2. эритробластический тип кроветворения

3. функция костного мозга не изменена

ЦП — N

5. ЦП = 150/4,5·0,03 = 0,99

Задача №5

1. анемия есть

2. эритробластический

3. регенераторная

4. ЦП = 100/3,6·0,03 = 0,8 – гипохромная

5. черепно-мозговая травма

Домашнее задание на следующее занятие уточняется по методическим указаниям для студентов

Литература для преподавателей

Основная:

1. «Патологическая физиология» под редакцией В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, Томск, 2001.

и др., М. Медицина, 2000.

М.:ГЭОТАР-Медицина, 2007.

4. Практические занятия по типовым патологическим нарушениям функций органов и систем с основами организации самостоятельной работы студентов. Ставрополь, 1990.

 

Дополнительная:

Учебник «Патологическая физиология» в 2-х томах под редакцией П.Ф. Литвицкого, М. Медицина, 2002.

, М.МСДперсс, 2000.

3.

Учебное и материальное обеспечение занятия

1. Учебная база: главный корпус СтГМА, кафедра патологической физиологии, учебные комнаты №1-4, лаборатория, виварий.

2. Контингент исследуемых экспериментальных животных: кролик.

микроскоп, пробирки, микропипетки, камера Горяева, растворы (этиловый спирт, 3 % уксусная кислота, физиологический р-р).

 

составлена

               

                     «___» _______ 20__ г.

20__ г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *